Обязательная маркировка: что это и зачем нужно?
Согласно закону о маркировке каждая единица товара должна быть помечена уникальным идентификатором. Это цифровой код по которому можно получить всю информацию о продукте и его движении. В России данный закон действует для производителей, импортеров и продавцов определенной линии товаров. Маркировка – это система отслеживания товара от производителя до конечного потребителя в процессе реализации. Регулируют данный процесс федеральные законы и распоряжения правительства. За отсутствие маркировки на необходимые товары можно получить штраф или быть привлеченными даже к уголовной ответственности.
Федеральные законы
№ 487-ФЗ от 31.12.2017 – главный закон об обязательной маркировке, где прописана вся ответственность за нарушения правил работы. Изменения вносятся в более ранние нормативные акты о кассах и торговле.
№ 488-ФЗ от 25.12.2018 – дает определение о том, что такое «товары, подлежащие обязательной маркировке», «код маркировки», «средства идентификации», «участники оборота», а также описывает правила функционирования системы маркировки.
Распоряжения правительства
791-р от 28.04.2018 – устанавливает принципы и модель работы системы.
792-р от 28.04.2018 – утверждает список товаров.
515 от 26.04.2019 – регулирует основные положения маркировки: порядок нанесения кодов и правила участия в системе контроля.
Список товаров, подлежащих маркировке
- Одежда
- Обувь
- Упакованная питьевая вода
- Пиво и слабоалкогольные напитки
- Табачная продукция
- Электронные сигареты
- Молочная продукция (мороженое, сыры)
- Безалкогольные напитки
- Велосипеды
- Корм для животных
- Консервы
- Икра
- БАДы
- Антисептики
- Медицинские изделия
- Альтернативная табачная продукция
- Никотиносодержащая продукция
- Парфюмерные товары (духи)
- Растительные масла
- Ветеринарные препараты
- Текстиль для дома
- Шины и резина
- Фотоаппараты и лампы-вспышки
В том числе идут эксперименты по следующим товарным группам:
- Детские игрушки. Проводится с 20 декабря 2023 по 1 декабря 2024
- Радиоэлектроника. Проводится с 1 декабря 2023 по 28 февраля 2025
- Фармацевтическое сырье, лекарственные средства. Проводится с 29 декабря 2023 по 31 декабря 2024
- Строительные материалы. Проводится с 15 марта по 1 декабря 2024
- Оптоволокно. Проводится с 1 декабря 2023 по 1 декабря 2024
- Косметика и бытовая химия. Проводится с 15 января 2024 по 28 февраля 2025
- Школьные учебники. Проводится с 1 апреля 2024 по 31 августа 2025
- Отопительные приборы. Проводится с 1 апреля 2024 по 28 февраля 2025
- Кабельная продукция. Проводится с 20 мая 2024 по 28 февраля 2025
- Пиротехника. Проводится с 1 июля 2024 по 28 февраля 2025
- Моторные масла. Проводится с 1 июля 2024 по 28 февраля 2025
- Бакалея. Проводится с 1 июля 2024 по 28 февраля 2025
Коды маркировки
Товары маркируются с помощью штрихкодов Data Matrix и RFID-меток.
Data Matrix — это уникальный код маркировки, который содержит в себе код товара GTIN, ключ, 14 цифр индивидуального серийного номера и 13 символов кода проверки, обеспечивающего проверку оригинальности кода маркировки.
Большинство товаров маркируют уникальным двухмерным штрихкодом, наносят его на упаковку, ярлык или сам товар. Минимальный рекомендованный размер кода 11×11 мм.
По сравнению с QR-кодами и RFID-метками он отличается высокой степенью защиты, позволяет расшифровать данные, даже если 30% поверхности этикетки повреждено.
Генерирует код Data Matrix только «Честный знак». Генерация кодов платная: по 50 копеек без учета НДС за каждый идентификатор. Срок действия не ограничен.
RFID-метка — это микрочип, в котором зашифрована информация благодаря радиочастотной идентификации. Ее считывают с помощью сканера. RFID-метки нужны для маркировки, например, шуб из натурального меха. Такой код можно наносить также и на шины, но его используют в качестве дополнительного к Data Matrix.
Коды подделать нельзя — они зашифрованы. При списании товара или продаже конечному потребителю они выводятся из оборота. Товар можно вернуть в оборот, если покупатель вернет товар с целым кодом маркировки. В таком случае в «Честный знак» необходимо предоставить данные о возврате.
С того момента, как код был выпущен, государство начинает отслеживать по нему все, что происходит с продукцией: сведения о производстве, перемещениях, импорте, продажах и любых других операциях попадают в информационную систему маркировки.
Последний пункт в пути маркировки — продажа покупателю. Обязательная маркировка товаров в 2025 году основана на использовании онлайн-касс. О продаже сообщает в систему ОФД, который получает данные об этом от ККТ. Это тоже мера защиты от незаконно ввезенного или произведенного товара.
Пошаговая инструкция для получения маркировки
Шаг 1: получите электронную подпись
Для регистрации в системе «Честный знак» и работы в ЭДО необходима усиленная квалифицированная подпись (УКЭП). ИП и компании могут получить ее в налоговой.
Шаг 2: заключите договор с оператором фискальных данных (ОФД)
Если вы с ней уже работаете, убедитесь, что у оператора есть интеграция с «Честным знаком» и налоговой. Это нужно, чтобы оператор передавал туда информацию о товарах.
Шаг 3: подключитесь к ЭДО
Это делается для того, чтобы проводить приемку и обмениваться с поставщиками электронными документами. Обязательно проверьте интеграцию оператора с системой «Честный знак».
Шаг 4: проверьте технические возможности компьютера
- Операционная система Windows 7 или более новые версии / Mac OS X 10.8 или более новые версии;
- Браузер — Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Internet Explorer 11, Safari;
- Плагин КриптоПро версии от 3.6.7 или Рутокен;
- Сертифицированное СКЗИ — средства криптографической защиты информации.
Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет ФНС России.
Шаг 5: зарегистрируйтесь в системе «Честный знак»
Необходимо войти на главной странице сайта в раздел «Регистрация в системе Честный знак». После этого следует заполнить анкету, указав категорию товара, а также основную информацию о себе.
Шаг 6: приобретите 2D-сканер штрихкодов
Он нужен для передачи в «Честный знак» данных о продаже и выбывания из оборота товаров. Также можно использовать камеру кассы или смартфона, если он поддерживает эту функцию.
Шаг 7: подключите онлайн-кассу
Она должна добавлять коды маркировки в чек и поддерживать ФФД 1.2.
Шаг 8: подключитесь к товароучетной системе
В ней должная быть интеграция с «Честным знаком».
В нашей компании Вы можете приобрести все необходимые виды оборудования
Перейти в Каталог оборудования
Маркировка на маркетплейсах
По отношению к продавцу маркированных товаров маркетплейс выступает в качестве комиссионера или агента.
Маркетплейсы являются участниками оборота маркируемой продукции и несут ответственность. При работе с продавцом по схеме FBO маркетплейс отвечает за вывод из оборота кодов маркировки. При торговле по схеме FBS выводит код маркировки из оборота продавец, а маркетплейс контролируют наличие кодов. У каждого маркетплейса свой порядок работы с маркированными товарами.
Какой путь проходит маркировка?
Производитель получает коды в системе маркировки «Честный знак», наносит их на товары и вводит в оборот.
Дистрибьюторы и оптовики приобретают продукцию у производителя, получают от него документы с кодами, проверяют их соответствие и становятся владельцами. Коды маркировки сканируют и указывают их в накладных перед непосредственной передачей в розницу.
Торговые точки проверяют соответствие кодов, продают товар покупателю и передают данные о выбытии в «Честный знак» из онлайн-кассы через ОФД. Для этого у продавцов должна быть ККТ с поддержкой ФФД 1.2.
В ГК Эгида Вы можете получить консультацию по подбору ФН и приобрести его
Получить консультацию
Необходимые условия для маркировки
Для производителя и импортера
Регистрация в системе ГС1 РУС
Усиленная квалифицированная электронная подпись
Регистрация в системе «Честный знак»
ЭДО
Сканер штрихкодов
Принтер этикеток
Для опта
Усиленная квалифицированная электронная подпись
Регистрация в системе «Честный знак»
ЭДО
Сканер штрихкодов
Для розницы
Усиленная квалифицированная электронная подпись
Регистрация в системе «Честный знак»
ЭДО
Сканер штрихкодов
Онлайн-касса с ФФД 1.2.
Товароучетная программа